Беседа с детьми средней группы о лекарственных растениях и ягодах «Зеленая аптека»
Оксана Чекман
Беседа с детьми средней группы о лекарственных растениях и ягодах «Зеленая аптека»
«Зеленая аптека» в «Сказке». Беседа детей средней группы с доктором «Травкиным».
• Расширить знания и представления детей средней группы о лекарственных растениях и ягодах.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Развивать любознательность, наблюдательность.
• Подбор и чтение детской познавательной литературы о лекарственных растениях.
• Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о лекарственных растениях и ягодах.
• Беседы о пользе лекарственных растений и ягод.
Словарная работа: одуванчик, ромашка, подорожник, календула.
Оборудование: иллюстрации растений: подорожник, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, календула; костюм доктора Травкина, иллюстрации ягод.
Ход занятия
В. Здравствуйте ребята, я доктор Травкин. Пришел к вам в гости, для того чтоб познакомить вас с лекарственными растениями и ягодами.
Игра «Зеленая аптека»
(На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений и ягод)
Вы пришли в зеленую аптеку. Чтобы купить растение, нужно про него обязательно узнать.
(Дети по очереди подходят к столу и беседуют о травах с доктором).
1. Вот это лекарственное растение, которое прикладывают при ссадинах, ожогах, при укусах насекомых (подорожник)
2. Если случится нам простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар (ромашка)
3. Вот это корень растения, от которого появляется аппетит. Его охотно едят и животные (одуванчик).
4. Растение, которое поможет от кашля (мать-и-мачеха).
5. Семена желто-красного цветка, который помогает от боли в горле.
Дети. А. Кто же их не знает. Это календула.
В. Ребята, давайте мы с вами подышим чудесным и целебным воздухом.
В. А сейчас послушайте меня внимательно и скажите, что это за ягода.
Ягодку сорвать легко,
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка,
Там созрела. (земляника)
В. Земляника маленькая, но очень вкусная и полезная лесная ягода. По вкусу она напоминает садовую клубнику, но только она более сладкая и душистая. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.
Под листом на каждой ветке,
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
В. Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Чернику едят в свежем и сушёном виде. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье. Послушайте ребятки, следующую загадку.
В северных районах,
Ягода растёт,
Средь зелёных кочек,
Торфяных болот! (Клюква)
В. Клюква — одна из самых кислых ягод. Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды — маленькие, круглые и красные. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом. Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой. Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.
Листики — с глянцем,
Ягодки — с румянцем,
А сами кусточки — Не выше кочки. Брусника
В. Брусника — шаровидная ягода, вначале зеленовато-белая, к концу созревания — ярко-красная, кисло-сладкая на вкус.
Брусника — широко распространённое растение. Растёт по всей лесной зоне, в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Самая хорошая по качеству брусника, которая растёт на сухих местах в сосновых лесах. Цветёт в мае — июне. Плоды созревают в конце августа — начале сентября.
В. А сейчас мы с вами пойдём собирать ягоды.
Динамическая пауза «По чернику в лес пойдём».
По чернику в лес пойдём,
В лес пойдём, в лес пойдём, (Идут по кругу.)
Мы чернику наберём,
(Имитация «собирают» чернику и «складывают» в корзинку.)
Солнышко во дворе, (Поднимаются на носочки, руки вверх.)
А в лесу тропинка. (Приседают.)
Ягодка-черника (Руки на поясе, «Пружинка».)
В. Мы с вами вспомнили, какие бывают ягоды, а давайте расскажем, что можно приготовить из ягод?
Ответы детей: (Компот, варенье, сок, джем, желе.)
Дидактическая игра «Какое варенье?»
Из земляники какое варенье?
Из земляники земляничное варенье и т. д.
Из земляники — Из черники — Из клюквы — Из брусники — Из рябины —
Дидактическая игра «Какой компот?»:
Из земляники какой компот?
Из земляники земляничный компот и т. д.
Из черники — Из клюквы — Из брусники —
Дидактическая игра «Исправь ошибки»:
Земляника растёт на дереве.
Черника растёт на грядке.
Брусника растёт на кусте.
Клюква растёт на рябине и т. д.
В. На этом и заканчивается наша беседа о лекарственных травах и ягодах. Но я думаю, что вы ещё обязательно должны рассказать своим родителям и друзьям о пользе растений.
Поэтому я подготовила вот эту чудесную папку о лекарственных растениях. Их вы будете по очереди брать домой и рассказывать своим родителям и друзьям.
Беседа с детьми младшей группы «Спичка-невеличка» Цели: • формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; • дать представление о том,.
Беседа с детьми о Дне Победы в средней группе Беседа с детьми о Дне Победы в средней группе. Программное содержание: Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди.
Беседа с детьми средней группы «Как надо обращаться с домашними животными» Беседа с детьми средней группы «Как надо обращаться с домашними животными» Цель:Познакомить детей с домашними животными,воспитывать заботливое.
Беседа с детьми средней группы «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу!» Цель: расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Беседа с детьми старшей группы «Детям о войне» Воспитатель. У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно.
Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья» Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья». Подготовила: Казарина Н. Н, воспитатель первой квалификационной категории. Цель: Формировать.
Конспект НОД по познавательному развитию «Зеленая аптека Владимирского края» НОД познавательного цикла «Зеленая аптека Владимирского края» Цель: Обогатить представления детей о лекарственных растениях Владимирской.
Проект «Елочка — зеленая иголочка» для детей средней группы Познавательно — творческий проект для детей средней группы «Ёлочка — зелёная иголочка» Актуальность: Новый год — самый радостный, красивый,.
Экологическая викторина в рамках проекта «Зеленая аптека» Экологическая викторина «Русское разнотравье» Экологическая викторина «Русское разнотравье» подготовительный возраст в рамках проекта «Зеленая.
Экологический проект «Зеленая аптека» для 6–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 с. Шурскол» Экологический проект «Зеленая аптека» (для детей.
Источник
Конспект НОД для старшей группы «Ознакомление с миром лекарственных растений»
Людмила Кириллова
Конспект НОД для старшей группы «Ознакомление с миром лекарственных растений»
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, расширить знания о пользе и применении лекарственных растений, познакомить с правилами поведения при сборе лекарственных трав.
Задачи: 1) научить детей слушать и отвечать на вопросы;
2) воспитывать у детей бережное отношение к растениям;
3) научить детей делать соответвующие выводы о том, какое значение имеют растения в здоровье их организма;
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.
Предварительная работа: экскурсии на луг, прогулки по участку (лесная зона, сбор лекарственных растений, подготовка к их употреблению, разучивание стихов, загадок.
Оборудование: гербарий засушенных растений, пакеты с травами, настойка (календула).
Ход занятия: на столе лежат сухие веточки, коробочки с лекарственными травами, гербарий.
Вам здоровья даст,
Вдруг раздается стук в дверь. Входит девочка Маша с корзинкой в руках.
Маша: Здравствуйте, дети! Я гуляла по полям и лугам, собрала очень много лекарственных растений, но вот как они называются я не знаю. Поэтому я решила прийти к Вам, в детский санаторий. Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Дети! Давайте поможем Машеньке и назовем растения, которые она собрала.
Воспитатель берет из корзины растения, показывает их детям, они говорят названия растений: мята, душица, крапива, одуванчик, вереск, пижма и др.
Воспитатель: Машенька, оставайся у нас в гостях, ты узнаешь для чего нужны лекарственные растения и как они хранятся.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете что такое лекарственные растения?
Дети: это растения, которыми пользуются при лечении разных болезней.
Воспитатель: Правильно, дети! Кроме лекарств, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями.
Давайте с Вами поиграем в игру «Назови и расскажи». Надо назвать место, где растет то или иное растение (в поле, на лугу, на участке, в лесу, когда его собирают для сушки, чтобы потом применить для лечения.
Дети загадывают и отгадывают загадки.
Ребенок 1: Пусть пижма скромна, да лечебная, все же не зря цветки на таблетки похожи. Еще на цыплят ярко-желтых пока, на ощупь — на замшевый носик щенка (Пижма).
Ребенок 2: В огороде хрупкий зонт, понемногу вверх растет, как зовут тебя? «Прокоп», — громко скажет нам. (укроп).
Ребенок 3: Пряность это и приправа, чай с ней удался на славу, догадаются, ребята, ну, конечно, это. (Мята).
Ребенок 4: Неприметна среди трав, у нее спокойный нрав, кто полезностью гордится? Ароматная. (душица).
Ребенок 5: Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог, как присяду на диванчик, вспомню желтый. (Одуванчик).
Ребенок 6: Обожжет без огня, и тебя, и меня, а живет у плетня. (крапива).
Дети вспоминают и рассказывают чем и как их лечат мамы.
Воспитатель: Какие вы молодцы, дети. Я немного дополню, что цветки ромашки собирают летом, листики подорожника — весной, можно и в начале лета, одуванчик — весной, когда они только-только цветут, крапиву-весной, когда она только вырастает, корни лопуха-в течении всего лета. При ангине горло полощут отваром ромашки, к ранке прикладывают листья подорожника, когда детям и взрослым нужны витамины (обычно весной, зимой) используют отвар шиповника, чай из мяты — успокаивает и т. д.
Машенька тоже включается в игру, показывает растения, просит о нем рассказать. Спрашивает у детей, что же надо пить, когда болит горлышко и т. д.
Машенька: Дети, когда я собирала травы, то нечаянно порезала пальчик, как же мне его подлечить.
Дети: Приложить лист подорожника.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте отдохнем и пригласим Машеньку.
Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут, становятся все больше (Дети встают).
Вдруг полетел ветер, стал дуть на одуванчики (Дети раскачивают руками). Ветер подул еще сильнее (дети бегают на носочках).
Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики (дети приседают).
Там, где упали парашютики, будут расти одуванчики (дети встают).
Машенька: А еще из одуванчика можно приготовить вкусный салат. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.для приготовления салата потребуется:
— 100 гр листьев одуванчиков
— 90 гр зеленого лука
— 15 гр растит масла
Соль, перец по вкусу. Листья одуванчика надо выдержать в подсоленной воде 30 минут, затем измельчить. Нарезанную петрушку, зеленый лук соединить с одуванчиком, заправить маслом, солью, перемешать, украсить вареным яйцом.
Воспитатель: Мы обязательно попробуем салат, про который нам рассказала Маша.
Машенька: Дети, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Весь в пыли, хоть сел немного, у дороги он стоит, у него согнулись ноги, неприметен он на вид.
Маша: Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички
Воспитатель: Дети! Вы сегодня очень много рассказали о лекарственных растениях. Я думаю, что теперь Машенька уже знает их названия и знает для чего их применяют.
А теперь я предлагаю Вам вспомнить правила сбора лекарственных растений.
— нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог;
— нельзя пробовать растения на вкус;
— нельзя рвать много растений;
— нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это делать днем, когда сухо и ясно;
— собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно;
— после сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки;
Машенька: Ребята, хочу еще раз назвать растения, которые я собрала, а вы проверьте, правильно ли?
Дети: Маша, а почему эти растения называются лекарственными?
Маша: Потому что они применяются в лечении различных болезней.
Дети вместе с Машей пьют напиток «Здоровье», стараются определить, какие травы здесь использованы.
Затем отыскивают это растение на картинке, показывают Машеньке.
Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль,
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
Клюква вылечит цистит,
Редька — кашель и бронхит,
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь — укропом.
Раны, язвы, геморрой
Коль отеки у тебя —
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки — тертым хреном.
Зверобой не забывай
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой!
Машенька благодарит детей за помощь, прощается с ними и уходит.
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» Занятие Тема: «Путешествие в мир лекарственных растений». Цель: Расширение знаний детей о пользе лекарственных растений. Задачи: 1. Закрепить.
Конспект НОД «Путешествие в мир лекарственных растений Верх-Чебулы» Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в мир лекарственных растений Верх-Чебулы» Воспитатель Гарбузова Т. П. Цель:.
Конспект занятия для старшей группы по познавательному развитию «Царство растений» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Царство растений» Образовательные задачи:.
Конспект занятия «Путешествие в лес. Ознакомление с миром природы» для детей подготовительной к школе группы Программные задачи: закреплять знания детей о лесе, о жизни животных в осенний период, об их повадках и особенностях поведения. Повторить.
Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Поможем Красной Шапочке» для детей среднего дошкольного возраста Цель: закреплять знания детей о ягодных кустарниках родного края:лекарственными голубика брусника боярышник лимонник клюква шиповник и ядовитыми.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Царство растений: лук — чародей» для подготовительной группы Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Царство растений: лук – волшебник» (подготовительная группа) Цель: обобщение представлений.
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе Программное содержание: учить правильно называть и узнавать.
Консультация для родителей «В царстве лекарственных растений» Хакунова Светлана Алиевна. г. Майкоп. МБДОУ №16. Мы живем в мире разнообразных растений. Среди «зеленых спутников» человека, сопровождающих.
Ознакомление с окружающим миром «Мир доброты и вежливости» для старшей группы Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Мир доброты и вежливости» Цель: Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами.
Проект «В мире лекарственных растений» 1. Название проекта «В мире лекарственных растений» 2. Проблемное поле проекта Наблюдая и рассматривая растение в группе, на улице, и узнав,.
Источник