Аптечка медицинская первой медицинской помощи для детского сада

Аптечка в дошкольном образовательном учреждение

13809

0

Пресс-служба Профсоюза. 20.08.2018 Печать

Актуально на 2018-2019 год. Согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 пункт 21.1 «руководитель дошкольных учреждений считается ответственным за наличие аптечек медицинской помощи и их своевременное пополнение». Однако сам состав аптечки для детского сада в СанПиН отсутствует. Нет его и в обновленном СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». То есть, что конкретно должно быть перечне аптечки, нигде не прописано. Разъяснения по составу аптечки, по правилам, должны давать местные департаменты здравоохранения. Однако в некоторых регионах местные органы власти, не предоставляют ни какой информации по комплектации аптечки.

Фактически, не имея на руках конкретного списка медикаментов, работники дошкольных образовательных учреждений решают данный пробел в праве самостоятельно, на местах, подбирая состав аптечки индивидуально.

Основываясь на рекомендациях работников детских лечебных учреждений можно выделить 3 перечня аптечек для детского сада:

  • 1 комплект — Аптечка группы
  • 2 комплект — Противопедикулёзная укладка
  • 3 комплект — Аптечка медпункта дошкольного детского учреждения, обычно хранится у медсестры (включает также противошоковый комплект и аптечку АнтиСПИД)

    Источник

    Список детской аптечки в садике (ДОУ)

    Состав медицинских аптечек для детских и учебных учреждений на законодательном уровне строго не регламентирован. Нет подробной информации об этом и в СанПиН 2.4.1.3049-13, которые регулируют работу ДОУ. Поэтому списки средств для детской аптечки имеют сугубо рекомендательный характер. В любом случае их нужно согласовывать с местным департаментом здравоохранения.

    Аптечка в группе детского сада

    В каждой группе детского сада должна быть своя аптечка на случай травм, ожогов, кровотечений или других экстренных ситуаций. В таких укладках запрещается хранить лекарственные препараты, допустимы лишь антисептики для местного применения. Это связано с тем, что назначать лекарства может только человек с соответствующим образованием – врач или медсестра.

    Большинство воспитателей и педагогов дошкольных образовательных заведений проходят обучение на курсах оказания доврачебной помощи. Однако первая помощь не предусматривает применение медикаментов.

    Примерный перечень средств для медаптечки в группе ДОУ выглядит следующим образом:

    • 3-5 шт. стерильных бинтов разной ширины;
    • 1 упаковка стерильной ваты;
    • 5-10 шт. стерильных марлевых салфеток;
    • 3 упаковки бактерицидных лейкопластырей разного размера;
    • 1 рулонный пластырь;
    • 100 мл водного 0,05%-ного раствора хлоргексидина;
    • 1 флакон раствора бриллиантового зеленого;
    • 3-5 шт. охлаждающих пакетов;
    • 1 электронный или инфракрасный термометр.

    Количество перевязочных материалов зависит от числа детей в группе.

    Противопедикулезная укладка

    Противопедикулезная укладка нужна для оказания помощи детям с признаками педикулеза – заболевания, вызываемого вшами. Согласно санитарно-гигиеническим правилам, в состав такой аптечки входят средства индивидуальный защиты и противопаразитарные лекарства:

    • Резиновые перчатки;
    • Накидка-пелерина из плотной клеенки;
    • Клеенчатый мешок с маркировкой «Опасные отходы»;
    • Металлическая или пластиковая расческа с частыми зубцами;
    • Машинка для стрижки волос, триммер;
    • 2-3 платка-косынки;
    • Вата;
    • Спиртовка;
    • 9%-ный уксус;
    • Жаропрочная емкость для сжигания волос;
    • Паразидоз, нюда, медифокс или другие противопедикулезные средства.

    Использовать противопедикулезную укладку приходится, если во время осмотра волосистой части головы у ребенка обнаруживаются вши или гниды. Обработка производится на месте, так как промедление повышает риск заражения других детей.

    Аптечка медпункта (медкабинета) в детском саду

    В медицинском кабинете детского сада хранится расширенный вариант аптечки. В ней разрешается держать некоторые медикаменты для оказания неотложной помощи и облегчения состояния пациента. Они разложены по отдельным ячейкам в зависимости от оказываемого действия. Каждая ячейка должна быть подписана, а все препараты снабжены инструкцией по применению.

    Кроме посиндромной укладки в медпункте обязательно должны быть противошоковая аптечка и аптечка АнтиСПИД.

    В состав аптечки для медпункта детского сада входят:

    • Стерильные и нестерильные марлевые салфетки и бинты разной ширины;
    • Спиртовые салфетки для дезинфекции;
    • Эластичный бинт для фиксации травмированной конечности;
    • Стерильная вата для перевязки ран;
    • Медицинские перчатки и маски;
    • Бактерицидные лейкопластыри, различающиеся размерами и формой;
    • 2 рулонных пластыря;
    • Гипотермический контейнер, который используют для остановки кровотечения, уменьшения отечности тканей при травме;
    • Изотермическое покрывало, защищающее как от холода, так и от перегревания;
    • Коллагеновая гемостатическая губка для остановки небольшой кровопотери;
    • Ножницы для разрезания ткани, перевязочных материалов;
    • Кровоостанавливающий жгут, который накладывают на травмированную конечность при артериальном кровотечении;
    • Термометры, инфракрасные бесконтактные либо стандартные электронные;
    • Фонендоскоп;
    • Устройство для проведения искусственного дыхания рот в рот;
    • Нашатырный спирт;
    • Местные антисептики – хлоргексидин, пероксид водорода, зеленка, йод;
    • Противовоспалительные и жаропонижающие средства – панадол, ибупрофен, цефекон – используются также как обезболивающие препараты при травмах;
    • Энтеросорбенты – полисорб, энтеросгель, активированный уголь – применяют при отравлениях, кишечных инфекциях, пищевых аллергиях;
    • Противоаллергические лекарства – зиртек, фенистил, супрастин.

    Более сильные средства от аллергии – антигистаминные и гормональные растворы в ампулах – содержатся в противошоковой аптечке.

    Медработник ДОУ может самостоятельно проводить лечение детей только при легких нарушениях или для облегчения состояния пациента до приезда скорой помощи.

    Где и как хранить медикаменты

    Лекарства и другие предметы медицинского назначения хранятся в ящике, чемодане или коробке, которые легко поддаются обработке и дезинфекции. Для этой цели хорошо подходит пластиковый контейнер, разделенный на ячейки, или сумка из водонепроницаемой ткани. К аптечке прилагается список лекарственных средств и инструкции по их применению.

    Аптечку держат в месте, куда для детей доступ затруднен, однако запирать ее на замок нельзя. Контейнер с препаратами должен быть хорошо заметен. Для этого его маркируют красным крестом. Сотрудники детского сада должны быть проинформированы о том, где находится аптечка.

    Большинство медикаментов следует хранить при температуре не выше 25 °C. Для некоторых лекарств создаются определенные условия – хранение в холодильнике, в затемненном месте. Эти особенности указаны в инструкции по применению.

    Чтобы соблюсти рекомендуемый режим, медкабинет оборудуют комнатным термометром и гигрометром либо психрометром для регистрации влажности воздуха. Показатели приборов фиксируются медсестрой в специальном журнале несколько раз в сутки.

    Кто отвечает за хранение лекарственных средств

    Согласно действующему законодательству, за наличие медаптечки в ДОУ, ее комплектацию и своевременное пополнение запасов лекарственных средств отвечает руководитель организации. Однако, поскольку руководитель может быть некомпетентен в медицинских вопросах, внутренние приказы возлагают ответственность за формирование и хранение аптечки на медработника учреждения.

    Врач или медсестра ведет учет лекарственных средств, отражая расход и поступление в специальном журнале, отслеживает соблюдение правил хранения медикаментов, контролирует сроки их годности, исправность медицинских приборов и инструментов. При несоблюдении перечисленных правил на медработника и ДОУ налагается административная ответственность в виде штрафа.

    Как хранить этиловый спирт

    Медицинский спирт отсутствует в перечнях средств для аптечек медпункта и группы детского сада, в них достаточно положить антисептические салфетки. Однако он обязательно должен присутствовать в укладке антиСПИД, которая используется и для защиты от других парентеральных инфекций – гепатитов B и C.

    Этанол – это препарат, который подлежит строгому количественному учету. Медсестра дошкольного учреждения указывает в журнале учета все манипуляции, для проведения которых использовался этиловый спирт. Там отмечается его расход для каждой процедуры.

    Этанол и дезинфицирующие растворы на его основе рекомендуется хранить при температуре не более 25 °C, вдали от огня и нагревательных приборов, в месте, защищенном от прямых солнечных лучей. Крышка емкости с раствором должна быть плотно закрыта, чтобы спирт не испарялся. Средний срок годности этанола составляет 5 лет.

    Видео – оснащение медкабинетов в детсадах

    Как утилизировать лекарственные средства и медпрепараты

    После истечения срока годности, указанного на упаковке, средства списывают и помещают в карантинную зону. Это может быть отдельный маркированный контейнер. Маркировать его необходимо, чтобы кто-либо по неосторожности не воспользовался просроченным лекарством.

    Дальнейшая транспортировка и утилизация регламентируется локальными актами. Как правило, ДОУ заключает договор с городским лечебным учреждением. Просроченные средства транспортируются в ЛПУ, где решаются дальнейшие вопросы утилизации.

    Второй вариант – заключить договор непосредственно с организацией, занимающейся утилизацией медицинских отходов. В этом случае медикаменты из карантинной зоны передаются работникам этой структуры, что фиксируется в журнале учета медицинских средств и их транспортировки.

    Утилизации подлежат не только препараты с истекшим сроком хранения, но и средства, изменившие свои физико-химические свойства. Например, если раствор или таблетки изменили цвет, приобрели нехарактерный для них запах и вкус, то использовать их нельзя.

    Кроме перечисленных укладок, в детском саду должны быть отдельные аптечки на пищеблоке и в автобусах для перевозки детей, если таковые имеются. Руководитель детского сада вместе с медицинским работником должен тщательно продумать состав аптечек ДОУ и согласовать его ответственными лицами департамента здравоохранения.

    Источник

    Аптечка медицинская первой медицинской помощи для детского сада

    Согласно приказу Министерства образования, перечисленные нововведения должны применяться с 1 сентября 2021 года. Требуется укомплектовать медицинскую аптечку, чтобы она соответствовала новым правилам. Эти критерии установлены до 2027 года. После заданного срока они могут поменяться.

    Потребность в нововведениях появилась за счет изменения эпидемической обстановки, совершенствования методик оказания первой помощи. Каждая созданная аптечка, на момент применения приказа, может быть использована в течение 4 лет. Затем ее меняют повторно.

    Новые правила, которые применяют, начиная с 1 сентября 2021 года:

    В новой медицинской аптечке, предназначенной для дошкольных образовательных учреждений, должны быть 12 видов инструментов и материалов.

    Они указаны в приказе Министерства здравоохранения РФ:

    Помимо перечисленных видов инструментов и материалов, содержащихся в аптечке, в приказе Минздрава были указаны дополнительные правила комплектации:
    ‣ разрешено заменять указанные виды приспособлений из тех, что перечислены в приказе;
    ‣ несмотря на возможность замены материалов, их общее число должно оставаться постоянным;
    ‣ разрешено дополнять аптечку только теми материалами, которые были зарегистрированы;
    ‣ если срок годности материалов был просрочен, их требуется утилизировать, после этого дополнить аптечку;
    ‣ утилизация материалов с истекшим сроком годности должна происходить в соответствии с законодательством РФ;
    ‣ требуется соблюдать правила стерильности, если это указано в приказе;
    ‣ одноразовые материалы должны быть использованы лишь однократно, запрещено их повторное применение.

    Выбранные материалы и инструменты помещают в аптечку. Она может быть в виде сумки или футляра. Разрешено использовать переносную или фиксируемую на стену аптечку.

    Еще в 2020 году Министерство здравоохранения разработало новый план формирования аптечки. Чтобы детские сады успели подготовиться, приказ разрешено вводить в исполнение с 1 сентября 2021 года. Каждый детский сад обязан выполнять предписания, иначе штраф будет вынесен заведующему, всей организации. Требуется использовать не только указанную комплектацию, но и соблюдать правила ее применения, утилизации, обновления. Также детский сад с 2021 года должен внедрять новые технологии для совершенствования системы образования. Об этом можно узнать из курса «Инновационные педагогические технологии в ДОО в соответствии с ФГОС».

    Источник

    Оказание первой медицинской помощи детям в ДОУ.

    Действующие правила оказания первой медицинской помощи в ДОУ предусматривает реализацию комплекса экстренных мероприятий в случаях выявления следующих состояний:

    — обильное наружное кровотечение;

    — замутненность или отсутствие сознания;

    — попадание в верхние дыхательные пути инородных предметов;

    — травмы разной степени интенсивности;

    — тепловые удары, ожоги, обморожения и другие признаки воздействия на организм экстремально низких или высоких температур;

    Правила оказания первой медицинской помощи в ДОУ

    Вопрос сохранения здоровья и жизни детей дошкольного возраста в стенах образовательной организации требует детального рассмотрения с юридической точки зрения. Важно понимать, что в соответствии с актуальными законодательными правилами оказание первой медицинской помощи в ДОУ является комплексом мер, реализуемым на месте происшествия внезапно заболевшему или пострадавшему ребенку до прибытия медиков.

    В соответствии с постановлениями Минобрнауки России, обязанности по оказанию первой помощи возлагаются исключительно на лиц, получивших подготовку по направлению, первоочередно — на следующие группы сотрудников:

    Медицинские работники детского сада (медсестра, педиатр). Частные охранники (Приказ Минобрнауки России № 430 от 26.04.2010 г.).

    Водители транспортных средств (Приказы Минобрнауки России № 1408 от 26.12.2013 г. и № 866 от 18.08.2010 г.).

    Инструкторы по физической культуре.

    При условии отсутствия данных групп работников реализовать комплекс неотложных мер для улучшения состояния и спасения жизни воспитанника может воспитатель, имеющий соответствующие навыки.

    В то же время с целью защиты интересов граждан утверждена ст. 125 Уголовного Кодекса РФ, налагающая ответственность за оставление в опасности лица, лишенного возможности принять меры по самосохранению в связи с беспомощностью или малолетством. Таким образом, принципы оказания первой медицинской помощи детям в ДОУ целесообразно усвоить всем работникам без исключения для реализации активной гражданской позиции и во избежание возникновения рисковых ситуаций.

    Формами оказания первой медицинской помощи дошкольникам признаны:

    — экстренная, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление и поддержание здоровья при внезапном развитии острых состояний, обострении хронических патологий, представляющих угрозу для жизни ребенка;

    — неотложная — медицинская помощь, оказываемая в случаях ухудшения самочувствия, не несущих угрозу для жизни дошкольника.

    В соответствии с нормами действующего законодательства скорая медицинская, в том числе специализированная помощь, оказывается населению службами государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.

    Первая медицинская помощь может оказываться по месту приезда бригады скорой помощи. При невозможности обеспечения нормализации состояния вне стационара по решению специалистов осуществляется медицинская эвакуация пострадавшего — транспортировка в спецтранспорте, оборудованном базовым оборудованием для спасения жизни.

    Правила оказания первой медицинской помощи детям в детском саду

    Одной из ключевых обязанностей дошкольной образовательной организации является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, что предусматривает создание безопасных условий пребывания в детском саду и обеспечение неотложной помощи при возникновении экстренных ситуаций.

    То, насколько оперативно и качественно оказывается первая медицинская помощь в ДОУ, зависит от действий руководителя, который обязан обеспечить присутствие медсестры, а также в рамках обучающих занятий по охране труда разъяснить воспитателям порядок действий при травматизме или резком ухудшении самочувствия детей.

    Педработникам важно понимать, что в случае возникновения сомнений на возможность самостоятельной стабилизации состояния малыша целесообразно вызывать бригаду скорой помощи. Действия педагога при несчастных случаях, травмах и появлении симптоматики, вызывающей опасения, зависят от возможности экстренного вызова медицинской сестры.

    В современной дошкольной практике нередки случаи, когда медсестра работает по совместительству в детских садах, а потому ее может не оказаться на месте, что обуславливает необходимость оказания медпомощи воспитателями при наличии соответствующей подготовки. Если медицинский работник находится в стенах ДОУ, именно он должен реализовать комплекс первичной доврачебной медико-санитарной помощи. Следует не забывать, что медсестра не имеет необходимой компетенции и оборудования для нейтрализации сложных состояний, но сотрудник с профильным образованием после проведения осмотра может принять взвешенное решение о необходимости вызова скорой. Что касается воспитателей, прошедших обучение первой медицинской помощи в ДОУ, то их главной задачей является выявление состояний, несущих угрозу для жизни.

    Если в ходе оценки состояния дошкольника удалось установить, что состояние не является критичным, целесообразно действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

    1. Экстренно проинформировать родителей о случившемся, кратко, но емко описав ситуацию.

    2. Попросить одного из родителей приехать для принятия решения о медицинском вмешательстве.

    3. До приезда родителей следует тщательно наблюдать за состоянием воспитанника, при необходимости облегчая его состояние посредством нерисковых действий (фиксация положения тела, наложение повязки или компресса).

    4. По прибытию родителей описать возникшую ситуацию, предложить действия на выбор: ничего не предпринимать, вызывать скорую помощь или забрать ребенка домой.

    5. Если представители семьи принимают решение забрать малыша, с них необходимо взять расписку о делегировании ответственности за самочувствие и жизнь дошкольника.

    6. В случае, если у родителей нет возможности экстренно приехать в детский сад, следует вызывать скорую помощь, как можно более подробно рассказав о состоянии воспитанника.

    7. У сотрудника службы можно уточнить, необходимо ли реализовывать какие-либо мероприятия до приезда бригады врачей.

    Особо значимым является алгоритм оказания первой медицинской помощи дошкольнику в случае выявления состояний, несущих угрозу для жизни.

    Воспитатель должен действовать следующим образом:

    1. Обеспечить безопасные условия для проведения доврачебных медико-санитарных мероприятий.

    2. Необходимо убедиться, что ни воспитаннику, ни педагогу ничего не угрожает. Оценить состояние ребенка. Следует быстро выяснить, что произошло, чтобы определить тревожные симптомы и по возможности устранить их.

    3. Важно проверить признаки угрозы жизни по состоянию сознания, дыхания и кровообращения, наличию травм и признаков гематом.

    4. Вызвать скорую помощь. Чтобы обосновать срочность вызова, необходимо быстро и точно описать состояние малыша и уточнить целесообразность комплекса реализуемых медицинских мер.

    5. Оказать первую помощь при отсутствии в детском саду медсестры и наличия соответствующих навыков.

    6. Связаться с родителями. Маме или папе необходимо сообщить о происшествии и напомнить, что медицинское вмешательство несовершеннолетним не может проводится без согласия родителей и в их отсутствие, что регламентировано нормами действующего законодательства (ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

    7. Передать воспитанника бригаде скорой, сообщив всю необходимую информацию. Обязательно стоит уточнить место госпитализации и тот факт, что состояние ребенка известно родителям.

    Сопровождение дошкольника в медучреждение не входит в список должностных обязанностей воспитателей, если иное не предусмотрено локальными документами (для заботы о малыше достаточно врачей).

    8. Еще раз связаться с родителями, передав данные о будущем месте госпитализации и информацию, полученную от врачей.

    9. При реализации комплекса первой медицинской помощи в ДОУ воспитателям важно помнить о необходимости постоянно следить за показателями дыхания и кровообращения ребенка, наличием сознания.

    10. В рамках экстренной доврачебной поддержки допускается проведение сердечно-легочной реанимации, остановка кровотечения, поддержание жизненных функций. Педагоги вправе использовать средства, представленные в аптечке скорой помощи, но не лекарственные средства, в том числе таблетки, мази, дезинфицирующие препараты, ввиду высокого риска возникновения аллергических реакций или ухудшения состояния.

    В то же время функциями выездной бригады скорой помощи, реализующей медицинскую поддержку пострадавшего на месте, являются:

    1. осуществление незамедлительного выезда на место вызова;

    2. оказание помощи, основанной на стандартах, проведение мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента;

    3. осуществление эвакуации пациента (если есть показания); передача пациента и его документации врачу приемного отделения с отметкой в карте вызова времени и даты поступления, фамилии и подписи того, кто принял пациента. 4. В случае, когда пациент находится в состоянии, которое требует специальных методов и технологий, выездная бригада связывается с дополнительной специализированной бригадой (при их наличии на обслуживаемой территории).

    Взаимодействие педагогов и медицинских работников в детском саду

    Анализ действия сотрудников дошкольных образовательных организаций в случае ухудшения состояния здоровья воспитанников показывает, что во многом эффективность оказания первой медицинской помощи в ДОУ зависит от слаженности взаимодействия воспитателей и медсестры.

    Порой у педработников и руководящего состава складывается ошибочное мнение, что любая проблема, связанная со здоровьем дошкольников, находится в зоне ответственности медработников, но это не так. Ответственность дошкольной образовательной организации по сохранению здоровья детей дошкольного возраста включает:

    1. Обучение персонала порядку действий в случае детского травматизма или резкого ухудшения самочувствия, способам оказания доврачебной помощи. Непосредственно обучающие занятия проводят представители медучреждения, но организация данных практик возлагается на руководителя ДОУ.

    2. Оснащение детского сада аптечками, наглядными инструкциями и плакатами по оказанию первой помощи.

    Приказом № 822н предусмотрено оснащение блока, расположенного в образовательной организации, оборудованием и медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи в ДОУ до момента приезда скорой. В частности, в детском саду должны быть: травматологическая укладка; посиндромные укладки (противошоковая, при анафилактическом шоке и т. п.); желудочные зонды разных размеров; комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот»; аппарат для искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу); необходимые лекарства и перевязочные материалы. 3. Содействие медсестре в медицинском обслуживании дошкольников, в частности вызов скорой помощи, информирование родителей об инциденте, заполнение медицинской документации. В программу курсов по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ обязательно следует включить рассмотрение случаев из дошкольной образовательной практики, иллюстрирующих примеры возникновения дополнительных рисков здоровья дошкольника по вине взрослых. К распространенным ошибкам, которые могут быть расценены как служебная халатность, относят сознательный отказ от вызова скорой в отсутствие медиков в организации, попытки самостоятельно оценивать тяжесть состояния заболевшего или степень полученного увечья (даже при легких признаках недомогания необходимо обращения к участковому врачу), использование медикаментозных средств, не входящих в состав аптечки, невыполнение функции информирования медработника ДОУ о случаях детских недомоганий, произошедших в его отсутствие. Также воспитатели должны систематически проводить разъяснительную работу с родителями, разъясняя уровень ответственности представителей семей и детского сада, ведь только при условии консолидации усилий можно создать в дошкольной образовательной организации безопасную для здоровья среду.

    Источник

    Читайте также:  Народные средства против токсикоза
Оцените статью