- «Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины
- Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
- Ход занятия:
- КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЭКОЛОГИЯ, АППЛИКАЦИЯ) «ЛЕКЕАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины
Юлия Федосеева
«Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины
Автор: Федосеева Юлия Владимировна
Описание: Публикация предназначена для воспитателей дошкольного образования.
Назначение: Гербарий можно использовать в непосредственной образовательной деятельности, в следующих образовательных областях:
«Познавательное развитие»
Темы: «Лекарственные растения наши друзья», «Что растет вокруг нас?», «Деревья, кустарники и луговые травы»
«Социально – коммуникативное развитие»
Темы: «Витамины в жизни человека», «Целебные и пищевые свойства растений», «Использование в повседневной жизни полезных растений», «Какие растения полезны, а какие опасны» и другие.
«Речевое развитие»
Темы: «Природа родного края», «Тайны живой природы», «В дружбе с природой», «составление описательных рассказов, при чтении и заучивании стихотворений»
«Художественно – эстетическое развитие»
В рисовании, в том числе нетрадиционным способом: «Осеннее дерево», «Листья липы» и многие другие. В аппликации: «ковёр из осенних листьев», «Берёзовый ствол»
Задачи:
— Познакомить с детей с гербарием;
— Познакомить и углублять знания детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, их пользе для человека;
— Формировать умения узнавать самые распространённые растения своего родного карая и правильно их называть;
— Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;
— Совершенствовать умения размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений.
Практически все дикорастущие травы, которых в нашем регионе великое множество, являются лекарственными и составляют часть флоры нашей страны. Лекарственными также являются самые распространённые и популярные культурные растения, их используют в народной и научной медицине, и в пищу, так как они содержат важные компоненты: жиры, белки, углеводы.
Сегодня я предлагаю посмотреть «портреты» некоторых лекарственных растений, которые вошли в альбом нашего гербария и пополнили «Центр природы»
Обычная прогулка в детском саду может превратиться в интересное и познавательное приключение, во время которой вы можете создать свою коллекцию растений, не только для познавательных целей, но и для оформления интерьера или для фрагментов детских поделок, открыток, панно, аппликаций. Это не сложное и увлекательное занятие, главное уметь пользоваться дарами природы.
Спасибо за внимание!
День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке» Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни. Задачи: образовательные: 1. Познакомить.
Гербарий лекарственных трав в рамках проекта «Природа России» Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с нашим новым гербарием «Зеленая аптека». В гербарий мы включили фотографии растений, информацию.
Комплексное занятие «С малой Родины моей начинается Россия» Программное содержание: -уточнить знания детей о родном городе Саранске, его достопримечательностях; -расширять кругозор детей, развивать.
Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии» Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии»(для детей среднего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: познавательное.
Конспект занятия «В царстве лекарственных растений» Цель: Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Развивать экологическое мышление на основе.
Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений» Содержание Введение ….2 Пояснительная записка…. 3 Задачи методического пособия….4.
Образовательный проект «Родники моей малой Родины» Паспорт проекта Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность проекта: средне-срочный. Участники проекта: -дети старшего.
План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю — 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.
Презентация-отчет «От России до малой Родины» Наш проект » Санкт -Петербург»(От России до малой Родины) начался необычно на родительском собрании. Проводить собрания в нетрадиционной.
Экскурсия в мини-музей «Знакомство с историей малой Родины!» Вторая неделя ноября имела тему: «Мой город (посёлок, малая Родина». Итоговым мероприятием тематической недели было посещение мини-музея.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
Марина Афонина
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
-дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения, применения.
-развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
-развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, кроссворд, отвар шиповника.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается весна, скоро наступит прекрасное время года – лето. Вы все разъедитесь на отдых. Будете загорать, плавать, путешествовать. А вот сегодня я приглашаю вас провести виртуальную экскурсию на природу, в страну «Зелёная аптека».СЛАЙД 2
-Вы все уже знаете, что без растений жизнь на земле не существовало бы. Люди с давних времён замечали, что животные лечатся разными травами. Тогда они стали составлять разные книги, называли их «Травники», «Цветники».
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
— О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети: О лекарственных травах.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с разными лекарственными растениями, некоторые растения вы встречаете в дикой природе. А некоторые растения растут на ваших дачных участках и на территории нашего детского сада. Первое лекарственное растение о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо,вот загадка про него:(СЛАЙД 3)
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Кто знает, почему так назвали это растение?
Подорожник люди используют для заживления ран, при заболевании желудка, при простудах.
Про какое лекарственное растение загадка:
Не пустили в огород
Оттого она и жжёт. (крапива) слайд 4
Воспитатель: Да, это крапива. Крапиву люди используют для приготовления щей, салатов. Но если сырую крапиву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычисти раны и заживит. Ещё крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Косметологи используют отвары крапивы в косметологии.При простудных заболеваниях часто используют настои:
— ромашки, шалфея, шалфея, календулы при заболевании горла;(слайд 5, 6, 7, 8)
— липы – если простуда и появился кашель. (слайд 9)
— мать- и- мачехи –при ангине (слайд 10)
Все эти растения произрастают в районах нашего края. Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить?
«Что растет?»
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка…
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Запомните правила сбора лекарственных трав:
-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.
-Если не знаешь растения, то его не рви.
-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.
: — Нельзя рвать много растений.
— Нельзя пробовать плоды, корневища.
— После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения.Я приготовила вам кроссворд:
-какое растение используют для заживления ран (подорожник)
-какое растение жжётся, но используют в еде и для остановки кровотечения? (крапива)
-какой настой используют при простуде? (липовый)
-Настоем какого цветка можно полоскать больное горло? (ромашка)
-это растение лечит почки и печень. Узнаете его,если отгадаете загадку:
Выпускает он листы
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберёшь,
На себе их все найдёшь. (лопух)
Вы хорошо всё запомнили., а чтобы мы с вами не болели, предлагаю всем принять вкусный и витаминный отвар из шиповника, который нам приготовили наши повара. Большое им спасибо, а вы не болейте и дружите с лекарственными растениями.
(Воспитатель угощает детей отваром шиповника)
1. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок, — М, 1998.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду, — М, 2001.
3. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой, М, 1983.
4. Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет., М., 2011.
Источник
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЭКОЛОГИЯ, АППЛИКАЦИЯ) «ЛЕКЕАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕДЛЬНЫХ ГРУПП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvenye_rasteniya_konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_ekologii.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (АППЛИКАЦИЯ)
«ЛЕКЕАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
Цель: Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Научить детей делать соответствующие выводы какое значение имеют растения в здоровье их организма.
Закрепить знания детей о пользе и применения лекарственных растениях .
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
расширять знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу.
учить детей различать данные растения по внешнему виду
Продолжать учить работать с трафаретом.
Закреплять умение работать с ножницами.
активизировать словарь по теме
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать.
Расширять кругозор.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
Оборудование: ТСО, иллюстрации лекарственных растений, Красная книга, дидактическая игра «Лекарственные растения» на каждого ребёнка, клей, ножницы, салфетка, клеёнка, фломастер зелёного цвета, простой карандаш, трафарет цветка, бумага светло зелёного, белого и желтого цветов, сборы лекарственных растений (мята, душица, листья смородины, чабрец и т.д.), бокалы.
Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
— Сегодня к нам пожаловали гости, педагоги детского сада.
Здравствуйте! – мы скажем педагогам
Здравствуйте! – услышим мы в ответ
И наверное, не пойдем в аптеку
И здоровыми мы будем много лет!
— Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.
— Послушайте небольшой рассказ.
«Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет.
«Вот бабушка обрадуется!» – подумала Красная Шапочка.
Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама».
— Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? (……..)
-Надо бережно относиться к природе.
— Какая самая главная польза от всех растений? (………………..)
— Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу.
— А знаете ли вы, что это за книга? (показ Красной книги). (………)
— Это документ; в него занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.
Растений на Земле много, среди них есть лекарственные растения.
— Почему их называют лекарственными растениями?
Дети: (их используют для лечения различных заболеваний )
Сейчас отправимся в лес где познокомимся с лекарственными растениями ,
1.Ходьба с поднимаем рук верх и вниз хлопками
Только в лес мы зашли
Руки верх- хлопок над головой
Руки в низ- хлопок другой
2.Ходьба на Внешней и внутренней частых стопы и покачивание в лево , в право
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём
3.Ходьба с поднятием рук
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Глову не отпускаем
Дишим ровно глубоко.
4 На полянку мы заходим
Много ягод там находим
Земляника так душиста что не лень нам наклониться.
Воспитатель: На доске вывешивает лекарственные растения.
Сейчас я вам буду загадывать загадки , а вы будете их отгадывать.
1.Злая как волчица
Жжётся как горчица
Что за дива это же (крапива)
Вот эта крапива .Опишите какой стебель ?
Стебель прямой, высокий , листья широкие яйцевидные .
Где растёт крапива? (ответы детей)Молодая крапива полезна съедобная , её листья богаты витаминами , из неё варят щи .Крапивой лечат молокровие. Если листья крапивы мелко порезать, обдать кипятком отжать эту кашецу можно прикладывать к болячкам, ранам они быстро заживают.
2.Стоит в поле сестричка
жёлтый глазок белые реснички (ромашка)
Его называют в народе сестрой милосердия .Есть такая примета .Если встретить в дороге ромашку поклонись ей и скажи “Здравствуй доктор”
Из цветков настои для полоскания рта и горла при ангинах , зубной боли, для промывания глаз .
3.Горел в траве росистой
Потом померк , потух
И превратился в пух(одуванчик)
Одуванчик применяют в горечи для возбуждения аппетита .Оно имеет и пищевое значение. Его молодые листья используют в качестве салата .Если сломать стебелёк одуванчика , то на месте разрыва всегда появляются млечный сок .Млечным соком смазывают мозоли ,и бородавки. Этот не истребимый цветок полезен и нужен людям .Из чего варят варенье. Лекарства из одуванчика использует от бессоницы от зубной боли и глазных болезней.
4.Я из крошки -бочки вылез
Корешки пустил и вырос
Я кормлю свиней и белок
Ничего , что плод мой мелок . (Дуб)
Кары дуба настаивают и используют для полоскания рта чтоб дёсны укреплялись не болели.
5.Лекарь вырос у дороги
Он больные лечит ноги . (Подорожник)
Заготавливают листья семена . Отвар листьев применяют , при язвеной болезни почек. Свежие листья прикладывают при садинах при ожогах при укусах насекомых.
6.Две сестры летом зелёны
А к осени одна краснеет
Другая чернеет .(красная, черная смородина)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти.
Дети , птицы и медведи . (малина)
Её используют от простудных заболеваниях
7.А какое дерево вечно зелёное растет в наших лесах .Послушайте загадку:
Что же это за дивице.
Не швея , не мастерица.
Нечего сама не шьёт .
А в иголках круглый год .(Сосна)
Кто и вас был в сосновом лесу .Вы обратили внимание на то что , как легко дышится ,а почему ? (ответы детей) Воздух сосновых в еловых лесах- чистый . А от чего чистый? (ответы детей)
Запах сосны хвои убивает микробы и воздух от этого становится чистым.
Ребята а что вы знаете о лекарственных свойствах сосны? (ответы детей)
Отвар из сосновых почек применяют при сильном кашле .А еще очень полезна хвоя сосны .Её собирают промывают , просушивают набивают подушку. На этой подушке спят..Запах хвои успокаивает человека и является профилактическим средством от простуды.
Ребята давайте прецтавим что выходной день вы с родителями поехали на природу. В лесу бегали , играли и разбили колено или локоть , а лекарств у вас с собой нет .Как бы вы выщли из этого положения .(Ответы детей)
Воспитатель: Ну сейчас поиграем и я узнаю какие растения вы знаете .
Дидактическая игра « Назови растение»
Дети встают полукругом воспитатель бросает мяч каждому ребёнку , тот свою очередь должен назвать растения. Например дерево –липа, трава -крапива кустарник-шиповник и т д.
Дидактическая игра “Четвёртый лишний”
На доске вывешены картинки с изображением цветов .Детям не обходимо найти лишний цветок и объяснить почему он лишний. Воспитатель: Есть очень лекарственных трав , кустарников , деревьев. Одни без запаха другие имеют слабые запахи , а третьи имеют очень сильные запахи .
Ребята я предлагаю вам определить по запаху несколько таких трав . если вы их знаете то назовите (душица, мята, липа и .т. д)
Дети нюхают сухие заготовки ,если затрудняются воспитатель помогает с ответом .
Ребята кто знает как хранятся травы .(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно они хранятся в брикетах , в пакетах и в коробочках в сухом виде.
Воспитатель: Что можно приготовить из сухих растений .
Дети: Настойки и отвары .
Воспитатель: Правильно засушенные растения упаковывают в пакет, коробочки и присуют в брикеты.
Потом их помещают на склады в аптеку, где они хранятся в хорошо проветренном помещении.
Дома их нужно держать в сухом виде, месте , оберегая от прямых солнечных лучей.
Я предлагаю поиграть в игру “Найди своё растение”
Дети делятся на три группы. Воспитатель ложит на стульчике сухие заготовленные растения .Дети закрывают глаза воспитатель меняет местами растения когда воспитатель поменял , дети открывают глаза и находят свое растения
Дети встают в круг воспитатель дает одному ребёнку цветок под музыку и дети передают друг друг другу цветок, как музыка остановится , у кого остался цветок в руке ребёнок выходит в середину круга и рассказывает стихотворение о лекарственном цветке.
Дидактическая игра “Собери цветок “
Воспитатель :Мы говорили сегодня с вами о лекарственных растениях , поэтому предлогаю вам сделать аптечную ромашку.
Вспомним правила работы с ножницами .
1. ножницы должны быть всегда закрыты и лежать подальше от края стола.
2. передавать ножницы надо закрытыми, держась за лезвие, вперед кольцами
3. при вырезывании пальцы надо держать подальше от лезвия ножниц
4. когда работают руки, язык отдыхает
5. запрещается толкать товарища и баловаться
С помощью шаблона нарисуем ромашку вырежем её по контуру .Срежем углы квадрата желтого цвета это середина. Наклеем центр цветка.
Палученый цветок наклеем на зеленый лист -это луг. С помощью фломастера дорисуем стебель и листья ромашки аптечной .
Воспитатель: — Все ребята, молодцы, потрудились от души!
Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями.
Растения мы знаем, бережем и охраняем,
В книгу Красную они,
Уж давно занесены.
Люди рвут их не на потеху,
Отнесут их все в аптеку.
Итог:
— О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.
— Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего?
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи! (открываю салфетку, там кружки с чаем)
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, парного
Самоварного чайку.
— Приглашаем всех, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.
— Чтобы гости не скучали, угостим- ка мы их чаем.
Всех гостей мы угощаем
Ароматным чаем!
необдуманном употреблении могут привести к тяжелым последствиям, поэтому, сначала надо побеседовать с врачом.
Ребенок: Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке —
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Родители и воспитатели нас могут научить.
Все целебные растения.
Знают они без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.
Физкультминутка «Аленький цветочек»
(дети выполняют движения под аудиозапись)
Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовётся не зря.
Может там за седьмым перевалом
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Аппликация с элементами рисования
Пригласить детей в мастерскую
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
На доске вывешены картинки с изображением цветов
— Перед вами растения, необходимо найти лишний цветок.
— Почему выбрали именно его? (он лекарственный)
— Когда тебе вдруг станет тяжко,
Поможет аптечная ромашка.
Мы сегодня на ромашке не гадаем,
Нам сейчас другое очень важно.
— Добрый день, ромашка, белая рубашка!
— В природе существуют ромашки луговые и ромашка аптечная. Чем они отличаются друг от друга? (…..)
— На что похожи листья ромашки аптечной? (…..)
— Всмотритесь в цветок, что в серединке? (желтое сердечко)
— А что по краям? (белые лепестки)
— Сколько лепестков у ромашки? (много)
— На что они похожи? (на капельки)
— Красивая ромашка?
— Мы говорим сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю вам сделать аптечную ромашку.
Вспомним правила работы с ножницами.
Источник