Анатомия человека первая помощь

Что нужно знать о строении тела человека для оказания первой медицинской помощи

Рассмотрим обозначение различных частей тела. Это важно для локализации различных повреждений. Различают следующие сегменты тела: голова и шея, туловище (верхний, грудной сегмент) и туловище (торс).

Далее, выделяют пояс верхних конечностей: надплечье, плечо, предплечье и кисть. А также части нижней конечности: бедро, голень и стопу.

Опорную конструкцию тела составляет скелет. Скелет человека состоит из костей, которые выполняют не только опорную функцию, но и функцию защиты внутренних органов, суставы обеспечивают подвижность сегментов тела.

В скелете выделяют три отдела: скелет туловища, верхних и нижних конечностей и головы – череп.

Позвоночный столб – осевой скелет – опора туловища. Он образован 33-34 позвонками и имеет 5 отделов: шейный — 7 позвонков, грудной —12, поясничный — 5, крестцовый — 5 и копчиковый — 4-5 позвонков.

Позвонки, соединяясь между собой, представляют надежную защиту спинному мозгу – спинномозговой канал. Спинной мозг на рисунке обозначен красным цветом.

Нажмите на фото, чтобы увеличить.

Перелом позвоночника может сопровождаться повреждением спинного мозга – источника нервных импульсов для движений для туловища и конечностей. Спинной мозг – важная составная часть центральной нервной системы. Он расположен в шейном и грудном отделах спинномозгового канала. Именно поэтому перелом шейного и грудного отделов позвоночника представляет собой опасность для жизни и здоровья человека.

Травма шейного отдела позвоночника с повреждением спинного мозга – спинномозговая травма сопровождается отсутствием движений в туловище в руках и ногах. Травма грудного отдела позвоночника может сопровождаться нарушением движений в ногах. Нарушение двигательной функции, связанное с повреждением или заболеванием нервной системы, называется паралич или парез. При травме спинного мозга также отсутствует чувствительность соответствующих сегментов тела. Паралич четырех конечностей называется тетрапарез, двух конечностей – парапарез. Чем выше повреждение спинного мозга, тем опаснее травма.

Не меньшую опасность представляет собой травма черепа, который защищает важнейший орган центральной нервной системы – головной мозг. Травма головного мозга сопровождается нарушением сознания и нарушением жизненно важных функций. Повреждение костей черепа и повреждение тканей головного мозга называется черепно-мозговой травмой.

Важным диагностическим признаком повреждения мозга является размер зрачков и их реакция на свет. В норме при ярком свете зрачки суживаются, а в темноте расширяются. При повреждении головного мозга мы увидим разные размеры зрачков, обычно на стороне травмы зрачок шире, он не суживаются на свету. Равномерно суженные зрачки, которые не расширяются в темноте, характерны для наркотического опьянения. Если зрачки расширены и не реагируют на свет – это признак клинической смерти.

Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной клетки. Грудная клетка, состоящая из 12 пар ребер, защищает органы грудной полости от травмы. К главным органам грудной полости относятся легкие, сердце и крупные кровеносные сосуды. Между внутренней поверхностью грудной стенки и легкими существует очень важная полость, образованная двумя листками плевры – плевральная полость. В норме она представляет собой узкую щель, заполненную специальной жидкость, уменьшающей трение при движении легких. При травме грудной стенки герметичность плевральной полости может нарушиться, и атмосферный воздух заполняет плевральную полость, поджимая легкое. Так как показано на нижнем рисунке. Это состояние называется пневмоторакс.

Скелет верхних конечностей включает плечевой пояс и скелет свободных верхних конечностей (рук). Плечевой пояс представляют две парные кости — лопатки и ключицы. Лопатка — плоская треугольная кость, наружный угол которой образует суставную впадину для сочленения с головкой плечевой кости. Ключицы одним концом соединены с грудиной, а другим — с лопаткой, благодаря чему рука человека получает возможность совершать разнообразные движения в трех плоскостях.

Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, предплечьем (состоящим из локтевой и лучевой костей), а также кистью. В кисти различают восемь коротких трубчатых костей запястья, пять длинных костей пясти, каждая из которых имеет по три фаланги пальцев (за исключением большого пальца с двумя фалангами).

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и свободных нижних конечностей (ног). Тазовый пояс образован парой массивных тазовых костей, которые сзади сращены с крестцом, а спереди соединены между собой с помощью хряща (лонное сращение).

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой) и костей стопы. В стопе имеется свод, образуемый опорой на выступ пяточной кости и переднюю часть костей пясти. Сводчатая стопа смягчает толчки тела при ходьбе.

Рассмотрим две жизненно важные системы человека: систему дыхания и сердечно-сосудистую систему.

Читайте также:  Лечебная гимнастика для крестцово подвздошного сочленения

Система органов дыхания – это совокупность структур, позволяющих доставлять, улавливать кислород и выводить углекислый газ, образованный в процессе метаболизма (обмена веществ). Центральный орган – это легкие, расположенные по обе стороны сердца. К ним через легочные артерии поступает венозная кровь, а через дыхательные пути – атмосферный воздух. Таким образом, клетки располагают необходимым окислителем – кислородом, позволяющим выполнять их функции: преобразовывать в энергию питательные вещества пищи.

Схематично систему дыхания можно представить следующим образом.

Грудная клетка, расширяясь за счет дыхательной мускулатуры, приводит к заполнению легких воздухом, они раздуваются. Затем происходит выдох – уменьшение объема грудной клетки, легкие спадаются, отработанный воздух удаляется. Таким образом, для вентиляции легких необходима постоянная работа дыхательных мышц, которые получают постоянные управляющие импульсы от головного мозга. Повреждение дыхательного центра при травме или заболевании может привести к остановке дыхания.

Воздух проходит в легкие через верхние дыхательные пути: носовую и ротовую полость, через гортань, бронхи в альвеолы. В альвеолах собственно и происходит газообмен: в кровь поступает кислород, из крови удаляется углекислый газ. Затем при выдохе углекислоты выводится наружу. То есть для нормального дыхания необходимы как минимум два условия: свободное прохождение воздуха через дыхательные пути и активная работа дыхательной мускулатуры (главным образом межреберных мышц и диафрагмы). Дыхательные пути могут быть перекрыты каким-либо инородным телом или языком, который в бессознательном состоянии смещается кзади и перекрывает доступ воздуха в легкие.

Далее кислород должен быть доставлен током крови ко всем органам и тканям, прежде всего к головному и к спинному мозгу и к сердцу, которые более всего чувствительны к нехватке кислорода. Эту функцию осуществляет сердечно-сосудистая система. Упрощенно она состоит из сердца, которое как мотор создает нужное давление, и из системы кровеносных сосудов, по которым кровь распределяется по организму.

Сердце человека состоит из самостоятельных четырех отделов. Правого предсердия в которое собирается кровь от всего тела, правого желудочка, который проталкивает кровь в легкие, левого предсердия, в которое собирается кровь от легких и из левого желудочка, который проталкивает кровь ко всем органам и тканям тела. В правой половине сердца кровь темная, бедная кислородом, венозная кровь, а в левом – кровь алая, богатая кислородом, артериальная кровь, кровь, прошедшая через легкие.

Цвет крови обусловлен цветом белка – гемоглобина, который содержится в эритроцитах – красных кровяных тельцах.

Гемоглобин насыщается кислородом, не вступая с ним в прочную химическую связь, и превращается в оксигемоглобин ярко-алого цвета, что типично для артериальной крови. В капиллярах, где концентрация О2 ниже, чем в артериях, устойчивость оксигемоглобина снижается. В результате гемоглобин очень быстро отдает тканям весь кислород и насыщается углекислым газом, меняя цвет на более темный – цвет венозной крови.

Рассмотрим кругооборот кислорода и углекислоты в большом и малом кругах кровообращения. Рисунок Б. В малом круге кровообращения углекислый газ вытесняется из гемоглобина и заменяется кислородом. При этом кровь приобретает алый цвет. Через большой круг кровообращения артериальная кровь, в которой каждая молекула гемоглобина несет четыре молекулы кислорода, поступает в капилляры тканей. В тканях содержится много углекислого газа и умеренное количество кислорода. Поэтому в результате замены в гемоглобине четырех молекул O2 на четыре молекулы CO2 кровь приобретает темный цвет с вишневым оттенком (венозная кровь).

Центральный орган кровеносной системы – сердце. Это полый мышечный орган массой 200-300 г, имеющий форму конуса. Его величина приблизительно соответствует размеру кисти, сжатой в кулак. На протяжении жизни сердце человека сокращается в среднем 3 миллиарда раз.

Основная функция сердца заключается в обеспечении непрерывного движения крови по кровеносным сосудам. Кровь приносит ко всем органам и тканям кислород и питательные вещества, а от них уносит углекислый газ и другие продукты обмена, подлежащие удалению из организма. Частота сокращения сердца от 60 до 80 ударов в минуту. Сердце сокращается реже и экономичнее у физически подготовленных людей и спортсменов, чаще у пожилых и ослабленных людей. При нагрузке частота сердечных сокращений увеличивается до 200 ударов, а количество прокачиваемой крови с 4 литров в минуту в покое до 20 литров при нагрузке.

Если представить себе схему кровообращения в виде мотора и системы сосудов для перекачивания жидкости, то при нормальном пульсе у человека потребление кислорода в покое в среднем составляет 250-350 мл в 1 мин.

Если, например, в результате кровотечения объем циркулирующей крови уменьшается, ткани будут испытывать недостаток в кислороде. Это явление называется гипоксия. Сердце до какого-то предела будет компенсировать кровопотерю учащением сокращений. Это может привести к тяжелому патологическому состоянию – шоку при кровопотере.

Читайте также:  Оказания первой медицинской помощи пострадавшим при катастрофах

Сломаться в этой системе может и мотор – сердце. Теперь кислородное голодание тканей будет обусловлено слабым сердечным выбросом. Такое состояние может привести к тяжелому кардиогенному шоку.

Существует патологическое состояние, связанное с острым расширением периферических сосудов – вазодилятации, именуемое коллапс. Здесь мы также видим кислородное голодание тканей. Коллапс обычно не имеет таких тяжелых последствий, как шоковое состояние.

И еще одно тяжелое состояние, которое связано с нарушением кровообращения. Это анафилактический шок или анафилаксия. Это тяжелая форма аллергической реакции. При этом сосуды расширяются, часть жидкости пропотевает в окружающие ткани, и развивается тяжелейшее кислородное голодание, которое нередко приводит к смерти больного.

Заболевания глаз, которые провоцирует сахарный диабет

Ученые научили искусственный интеллект быстро диагностировать рак

Исследование: У физически активных людей быстрее накапливается кальций в артериях

5 неожиданных привычек, которые замедляют обмен веществ

В Великобритании будут добавлять фолиевую кислоту в муку для защиты здоровья детей

Ученые выращивают растения, содержащие вакцину от COVID-19

Источник

Анатомия человека первая помощь

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, и постоянном взаимодействии с внешней средой , происходит от греч. anatemno,что означает рассекаю, расчленяю. Организм человека представляет собой очень сложную живую биологическую систему. Различают анатомию несколько видов:

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

2. История анатомии

Сведения о строении тела человека относятся к 5-4 векам до новой эры. Основоположником анатомии, отцом » медицины» является Гиппократ (460 — 377 г.г до н.э) . Его научные труды объединены в «Гиппократовы труды». Он изучал строение желез, кишечника, прорезывание зубов у детей,описал несколько костей черепа, строение сердца, считая, что воздух охлаждается в сердце.
Клавдий Гален (130-200г.г.) обобщил ,систематизировал анатомические сведения, описал их в 16 книгах. Классифицировал оболочки артерий, описал мышцы спины, нервы блуждающий, лицевой , оболочки мозга. Составил круг кровообращения с центральным органом печень.
Анатомия Средневековья — застойные времена из-за инквизиции церкви, запрещалось вскрытие трупов. Но на Востоке наука развивалась свободно, великий таджикский врач ,философ Али Ибн Сина (Авиценна) 980-1037гг, ,автор более 100 произведений по разным наукам, написал медицинский труд «Канон врачебной науки» 1002г.. Авиценна проанализировал все сведения по анатомии и физиологии, открытые древнегреческими учеными, проводя собственные наблюдения.
Анатомия эпохи Возрождения. Гениальный художник Леонардо да Винчи (1452-1519гг) является основоположником пластической анатомии. Описал изгибы позвоночника, щитовидную железу, классифицировал мышцы. Церковь преследовала эго открытия, в медицине его открытия стали применяться значительно позднее.
Андрей Везалий (1514-1564) — отец описательной анатомии. Он вскрывал и препарировал трупы ,делал зарисовки костей, мышц, внутренних органов, сосудов, нервов. Издал небольшой атлас «Анатомические таблицы» 1538г.и знаменитый труд «О строении тела человека» 1543г.
Ученик Везалия Г.Фаллопий (1523-1562) описал маточные трубы, а В.Евстахий (1510-1574) обнаружил слуховую трубу.
В Голландии в середине 17 века был организован анатомический музей бальзамированных трупов. Петр первый купил коллекцию препаратов и в Санкт -Петербурге до сих пор хранятся в Кунсткамере.
Развитие анатомии в России в XVII—XIX вв. До 17 века в России как медицинской науки не существовало, знатных больных лечили врачи-иностранцы. Возникла необходимость в подготовке отечественных врачебных кадров. В 1620 г. в Москве Аптекарским приказом стали изготовляться лекарства для армии. В 1654 году создается первая «Школа русских лекарей»,где анатомия преподавалась по учебнику А.Везалия. В 1707 году в Москве по указу Петра первого открыта лекарская школа, затем их открыли в Петербурге (1717),Крондштадте (1719),где главным предметом была анатомия. Она изучалась по первому анатомическому атласу Мартина Ильича Шеина из 26 таблиц, учебник переведен с латинского языка на русский язык
В 1782 г М.Шумлянский защитил диссертацию «О строении почек»,описал строение нефрона, капиллярное кровообращение.
В 1786 году при медико-хирургических училищах открываются кафедры «анатомии ,физиологии, хирургии». П.А Загорский (1764-1846) подготовил первый учебник по анатомии на русском языке .А его ученик И.В.Буяльский (1789-1866) совершенствовал методы препарирования , бальзамирования, инъекции написал атлас анатомии человека.
Н.И.Пирогов (1810-1881) — основоположник топографической анатомии. Создал атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное тело» (1852-1859).
Развитие анатомии в советский период и настоящее время. В советский период открыты высшие учебные заведения, шел расцвет анатомии как науки. Анатомия стала изучаться на микроскопическом, рентгеновском, биохимическом, функциональном уровне.
Выдающими анатомы этого периода были В.Н.Тонков изучал коллатеральное кровообращение, В.П.Воробьев изучал периферическую и вегетативную нервную систему, создал пятитомный «Атлас анатомии человека» (1938-1946), Р.Д.Синельников продолжил идеи Воробьева и издал оригинальный «Атлас анатомии человека», пересдавался шесть раз, является настольной книгой и в настоящее время, М.Г.Привес изучал лимфатическую систему, применив рентгенографию. М.Р.Сапин (род.1940г) исследует кровеносную систему, иммунную, лимфатическую системы, и многие другие.
Первый период в развитии анатомии до А.Везалия. Второй период с 16 века и до наших дней.
Развитие физиологии проходило параллельно анатомии. Аристотель (384-22гг до н.э.)отмечал, что сердце отвечает за движение крови.
Гиппократ описал четыре жидкости в организме (кровь,слизь,желчь,черная желчь),четыре типа темперамента.
Клавдий Гален изучал головной мозг и пришел к убеждению, что это центр мышления.
Вильям Гарвей (1578-1657) открыл большой круг кровообращения (1628) ,законы движения крови.
Рене Декард (1596-1650) предположил о рефлекторном принципе работы центральной нервной системы.
Основоположником русской физиологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). Уделял внимание рефлекторным дугам, написал «Рефлексы головного мозга»,процессы возбуждения и торможения.
И.П.Павлов (1849-1936) 50 лет работал в области пищеварительной системы, открыл условные рефлексы, проводя опыты на животных.
Изучал высшую нервную деятельность. За свои открытия был удостоен Нобелевской премии в 1904 году.
Анатомия как наука включает цитологию -наука о клетке, гистологию — науку о тканях, эмбриологию — науку о развитии зародыша.

Читайте также:  Первая помощь при инфаркте или инсульте тест

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

Каждый человек для своей жизнедеятельности нуждается в определенных условиях и средствах. Жизнь, активность человека зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность-это нужда организма в чем-либо.. Она объективна, необходима для жизни и развития. Потребности формируются при воспитании и самовоспитании ,культуры. Потребности естественные, социальные, материальные, духовные . Потребности зависят от профиля деятельности. Изучал потребности американский психолог М.Маслоу и создал иерархию человеческих потребностей по уровням в виде пирамиды: физиологические, безопасность и защищенность, групповая привязанность, уважение, эстетический уровень, самоуважение и самоактуализация.

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость
делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Су t u s — клетка

А utopsia — вскрытие трупов

Биопсия — взятие кусочка ткани

Ргох imalis — ближе к туловищу

distalis — дальше от туловища

Ме dialis — ближе к средней линии

lateralis — дальше от средней линии

diaphysis — средняя часть кости

epi physis — конец кости

d ех t ег -правый

С rista — гребень

dorsalis — находящийся ближе к задней поверхности тела

\/еп t га lis — находящийся ближе к передней поверхности тела

Топография — взаимное расположение органов

Записать , что изучает каждый вид анатомии

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются

Источник

Оцените статью