Северный государственный
(для студентов очного и заочного отделения
Автор: асс. курса фармации кафедры фармакологии Гавриленкова О. В.
Рецензент: ст.преподаватель, к.ф.н. Балцан Т.М.
На заседании ЦКМС СГМУ
Профессор Вязьмин А.М.
Методическое пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в подготовке к курсовому экзамену по медицинскому и фармацевтическому товароведению. Методическое пособие предназначено для студентов фармацевтического факультета СГМУ очной и заочной формы обучения.
Ассортимент – понятие, виды
Ассортимент – это подбор (набор) товаров разных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения спроса.
Основополагающим признаком отнесения продукции к медицинской и фармацевтической является применение ее в здравоохранении для больных и здоровых людей с диагностической, лечебно-оздоровительной и профилактической целью. Это специфическая особенность основной массы МФТ, что предъявляет к их качеству высокие требования.
В аптечных учреждениях могут реализовываться следующие группы МФТ:
лекарственные средства — лекарственые средства и лекарственные препараты;
медицинская техника — инструменты, приборы, аппараты, оборудование, расходные материалы;
изделия медицинского назначения, в т.ч. вата, марля, изделия из них, нетканые материалы и изделия из них, перевязочные материалы, с клейкой поверхностью, изделия санитарии и предметы ухода за больными;
парафармацевтическая продукция, в т.ч. лечебно – косметические товары, санитарно-гигиенические средства, минеральные воды, диетическое и детское питание, очковая оптика, диагностикумы и реактивы, средства для защиты растений и средства санитарии и гигиены для животных.
Ассортимент лекарственных средств – это номенклатура (перечень) различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку, и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной фармакотерапии и возможностей выпуска лекарств отечественной и зарубежной фармацевтической промышленностью.
Различают следующие виды ассортимента:
Промышленный – это совокупность товаров, вырабатываемых предприятиями различных отраслей промышленности. Он подразделяется на:
Торговый – это совокупность товаров, поступающих в оптовые и розничные предприятия или сферу обращения и реализации.
Торговый ассортимент ЛС бывает:
широкий – свыше 70 наименований (например, на аптечных складах, в аптеках);
узкий – до70 наименований (в специализированных аптеках, в фитоаптеках, при подготовке специальной информации для врачей-специалистов, например, ЛОР, офтальмологов, урологов и т.д.).
В торговле также различают:
сложный ассортимент, который объединяет большое число разновидностей товаров;
простой ассортимент включает небольшое число товаров. Он характерен для аптечных пунктов, киосков, в которых разрешена продажа ЛС и парафармацевтической продукции, рекомендованных к отпуску без рецепта врача.
В соответствии с необходимостью безотказного обслуживания потребителей для торговых предприятий иногда устанавливается набор товаров, который обязательно должен быть в наличии. Такой обязательный перечень товаров называют ассортиментным минимумом.
Ассортиментный минимум ЛС устанавливается соответствующим приказом МЗ РФ для аптечных учреждений в зависимости от их категории. Кроме того, ежегодно утверждается «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», которые в обязательном порядке должен быть в аптечных учреждениях независимо от форм собственности.
Источник
2.Анализ ассортимента лс по врачебным назначениям
Анализ ассортимента ЛС по врачебным назначениям можно проводить по следующим источникам информации:
а) рецептам, б) амбулаторным картам, в) историям болезни.
Выборка может быть сплошной за определенный период времени (10дней, месяц, квартал, год) или специальной (по отдельным врачам-специалистам, по отдельным видам заболеваемости и т.д.).
Обработку полученной информации можно проводить с помощью ПЭВМ, для чего рассчитываются статистические характеристики выборки, коэффициенты интенсивности назначений (потребления).
1.Полнота (степень) использования ассортимента ЛС по ФТГ.
Полнота использования ассортимента ЛС врачом по ФТГ Пи:
Пи = а/А х 100%, где
а – количество наименований лекарственных препаратов, назначенных врачом при лечении определенного заболевания;
А – имеющихся в аптеке ассортимент ЛС, предназначенный для лечения данного заболевания.
Если учитываются ЛС в виде лекарственных форм индивидуального приготовления (ИПЛ) и готовых лекарственных средств (ГЛС), назначенных врачом, то определяется общая степень использования ЛС (Х):
Х = ((Sинд +Sглс)/So)x100%, где
So– имеющийся в аптеке ассортимент ЛС по данной специальности врача;
Sинд – количество лекарственных субстанций данной группы, используемых в ИПЛ, назначенных врачом;
Sглс – количество ГЛС, назначенных врачом за определенный период времени.
2.Интенсивность потребления ЛСопределяется на основе анализа медикаментозных назначений больным, зарегистрированных в историях болезней (амбулаторных картах). Для такого анализа по принципу случайного отбора делается выкопировка данных из 50 историй болезни (метод малых выборок) и рассчитывается коэффициент интенсивности потребления – Ки:
п – число больных, получавших данный препарат,
общее число больных в выборке (50).
3.Социологические методы исследования ассортимента
Социологические методы позволяют в краткий срок получить оперативную информацию, основанную на общественном мнении. При этом могут использоваться следующие способы получения информации:
а) анкетный опрос;
Экспертные оценки применяются для получения и изучения мнений специалистов в той или иной отрасли, имеющей отношение к рынку ЛС.
С помощью анкетного опроса и интервьюирования изучают демографическую и социальную структуру потребителей, влияние их индивидуальных запросов на общую картину спроса. Существует математический алгоритм, позволяющий рассчитать величины действительного спроса на отдельные товары и использовать их при управлении формированием ассортимента.
Экспертные оценки – универсальный метод проведения маркетинговых исследований, сущность которого состоит в обобщении аргументированных мнений компетентных специалистов относительно какой-либо проблемы. Причем изучаемые проблемы могут охватить самые разнообразные стороны маркетинговой деятельности и должны быть четко обозначены.
Процесс экспертных экспортных оценок состоит из ряда этапов:
Получение индивидуальных экспертных оценок.
Формирование комплексных экспертных оценок.
4. Выводы и решения.
Перед формированием группы экспертов необходимо решить вопросы:
1. выбрать принцип отбора
2. выбрать способ получения экспертных оценок;
3. определить необходимое число экспертов (с помощью различных математических методик, применяющихся в статистике).
Для получения экспертных оценок, наиболее точно отражающих сущность анализируемого явления, к экспертизе необходимо привлекать высоко компетентных специалистов в данной области.
Способы определения компетентности экспертов:
самооценка (проводится самим экспертом по определенной шкале без качественной градации);
способ учета структуры аргументов, предусматривающий определение коэффициентов аргументированности (компетентности или степени знакомства с изучаемой проблемой).
Следует помнить что точность оценок зависит не только от компетентности экспертов, но и от их заинтересованности в результатах, от добросовестного отношения к работе как экспертов, так и организаторов.
Способы опроса экспертов для получения экспертных оценок
— деловые игры (метод, при котором вопросы эксперту не задаются, а фиксируются его реакции на изменение ситуации).
4.Исследования потребительских свойств ЛС на основе экспертных оценок
Для исследования потребительских (или функциональных свойств) ЛС применяется социологический метод экспертных оценок, в ходе которого проводится экспертная оценка терапевтической эффективности ЛС. В качестве экспертов приглашаются врачи-специалисты, компетентные в области применения изучаемых ЛС.
На начальном этапе разрабатываются специальные анкеты, состоящие из 2-х частей (анкета 1 и анкета 2),и инструкция по их заполнению.
Анкета № 1. Профессиональные данные врача-эксперта
Стаж работы по специальности
Исходные показатели профессиональных данных экспертов-врачей переводится в баллы по следующей системе:
Стаж по специальности:
До 5 лет – 1 балл
От 5 до 10 лет 2 балла
От 10 до 20 лет – 3 балла
От 20 до 30 лет – 4 балла
Свыше 30 лет – 5 баллов
Наличие врачебной категории, ученой степени.
2 категория – 1 балл
1 категория – 2 балла
Высшая категория – 3 балла
Канд. мед. н. –2 балла
Докт. мед. н. – 3балла
После обработки данных анкеты № 1 рассчитывается сумма баллов, характеризующая профессиональную компетентность каждого эксперта – Кj.
Например: врач-терапевт, стаж работы 22 года, имеет высшую категорию:
Кj= 4+3 = 7 баллов
Анкета № 2 носит название «Экспертная оценка лекарственных средств». Она имеет ряд колонок в зависимости от задач исследования.
В колонке 1 указывают порядковый номер ЛС.
В колонке 2 приводится ассортимент ЛС с указанием полного наименования препарата, его лекарственной формы, страны и фирмы производителя. Для идентификации ЛС желательно указать международное название (если оно есть) и ФТГ.
В колонке 3 эксперты проводят оценку терапевтической эффективности ЛС по следующей шкале:
5 баллов – хорошее ЛС (высокоэффективное, имеет большой спрос, рациональную дозировку, фасовку);
3 балла – плохое ЛС (имеет нерациональную дозировку или фасовку, пользуется небольшим спросом);
1 балл – очень плохое ЛС (неэффективное, токсичное, неудобное в применении, не пользуется спросом).
Для оценки терапевтической эффективности ЛС можно применять и другие шкалы оценок, например, 5-4-3-2-1, но в каждом случае необходимо четко указывать критерии качества ЛС по каждой оценке.
Далее в анкете следует выделить колонку 4 для аргументации экспертом своей оценки в том случае, если ЛС оценивается в 3 или 1 балл.
неудобная лекарственная форма,
ярко выражены побочные действия,
другие причины – на усмотрение эксперта.
В этой колонке эксперт может указать также предложения по улучшению ЛС.
В следующее колонки анкеты можно включить и другие, интересующие исследователя вопросы.
При подготовке к анкетированию определяют необходимое количество анкет для обеспечения репрезентативности(представительности)выборки.
Для определения минимального объема выборки можно воспользоваться несколькими способами:
1.по формуле минимального объема выборки для бесповторного отбора:
, где
t- нормализованное отклонении (при Р- 0,95t=2)
d- допустимая ошибка (0,05-0,1)
N- объем генеральной совокупности.
Например, если изучается мнение врачей – терапевтов, то объем генеральной совокупности будет равен общему количеству врачей этой специальности в городе, предположим N=150.
Следовательно, необходимо проанкетировать 110 врачей-терапевтов.
по формуле минимального количества учреждений для анкетирования:
, где
n– количество ЛПУ, задействованных для экспертной оценки,
N– общее количесвто ЛПУ в городе.
Например, если в городе 45 ЛПУ, то:
n= 45/(1+0.015х45) = 2730
Количество анкет, которые отправляются для заполнения, должно быть больше рассчитанного, т.к. могут вернуться не все анкеты или могут быть возвращены анкеты непригодные для анализа (без информации, некачественное оформление и т.д.).
Участие в анкетировании должно быть добровольным и анонимным. После заполнения анкеты подвергаются статистической обработке.
Для удобства статистической обработки анкет составляются рабочие таблицы по каждому ЛС, в которые заносится вся информация из анкет: оценки, их аргументация и другие.
Градуировка ассортимента ЛС представляет собой качественную оценку торговой номенклатуры конкретного учреждения с использованием атрибутивных и альтернативных характеристик типа: ЛС «благоприятной» или «неблагоприятной» конъюнктуры, группы «риска» и др. Может осуществляться по результатам статистической обработки анкет экспертной оценки терапевтической эффективности ЛС.
Рассчитанные средневзвешенные оценки ЛС группируются и округляются в следующих границах баллов (условные):
5,0 2,8 – 3,29 – округляется до 3,0
4,7 – 4,99 – округляется до 5,0 2,3 – 2,79 – округляется до 2,5
4,3 – 4,69 – округляется до 4,5 0,1 – 2,29 – округляется до 1,0
3,8 – 4,29 – округляется до 4,0 0,0
3,3 – 3,79 – округляется до 3,5
По результатам группировки средневзвешенных оценок можно провести градуировку исследуемого ассортимента ЛС:
1.Группа ЛС имеющих «благоприятную» конъюнктуру– это ЛС, получившие средневзвешенные оценки в пределах 4,5 – 5,0 баллов (5,0, 4,7-4,99, 4,3-4,69). Как правило, это высокоэффективные ЛС, имеющие «авторитет» у экспертов. Аптечным учреждениям рекомендуется увеличивать объем закупок данных ЛС с учетом выявленных тенденций спроса.
2.ЛС группы «риска»— это ЛС, имеющие оценки в пределах 3,5-4,0 баллов (3,8-2,29; 3,3-3,79). В эту группу входят ЛС, получившие примерно треть оценок в 3 балла. Это ЛС, имеющие определенные недостатки. Их продажи имеют тенденции стабилизации или снижения спроса, что требует обоснованных решений по вопросу их закупок. Возможно появление на рынке новых эффективных ЛС, что приведет к риску снижения спроса.
3.ЛС, имеющие «неблагоприятную» конъюнктуру– это ЛС, получившие оценки в пределах 0,1-3,0 баллов (0,1-3,29). Это группа ЛС не пользующихся спросом или имеющих серьезные побочные эффекты. Решение о закупках таких ЛС должно быть отрицательным.
4.Неоцененные ЛС(0,0 баллов). Это ЛС, с которыми данная группа экспертов не знакома. В большинстве случаев в эту группу попадают новые ЛС, которые появились на фармацевтическом рынке России в последние 3-5 лет и которых на данном сигменте рынка еще не было.
Градуировка ассортимента по предлагаемым границам баллов может дополнятся мнениями экспертов о перспективе спроса.
Источник