Анализ ассортимента лекарственных средств

Северный государственный

(для студентов очного и заочного отделения

Автор: асс. курса фармации кафедры фармакологии Гавриленкова О. В.

Рецензент: ст.преподаватель, к.ф.н. Балцан Т.М.

На заседании ЦКМС СГМУ

Профессор Вязьмин А.М.

Методическое пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в подготовке к курсовому экзамену по медицинскому и фармацевтическому товароведению. Методическое пособие предназначено для студентов фармацевтического факультета СГМУ очной и заочной формы обучения.

Ассортимент – понятие, виды

Ассортимент – это подбор (набор) товаров разных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения спроса.

Основополагающим признаком отнесения продукции к медицинской и фармацевтической является применение ее в здравоохранении для больных и здоровых людей с диагностической, лечебно-оздоровительной и профилактической целью. Это специфическая особенность основной массы МФТ, что предъявляет к их качеству высокие требования.

В аптечных учреждениях могут реализовываться следующие группы МФТ:

лекарственные средства — лекарственые средства и лекарственные препараты;

медицинская техника — инструменты, приборы, аппараты, оборудование, расходные материалы;

изделия медицинского назначения, в т.ч. вата, марля, изделия из них, нетканые материалы и изделия из них, перевязочные материалы, с клейкой поверхностью, изделия санитарии и предметы ухода за больными;

парафармацевтическая продукция, в т.ч. лечебно – косметические товары, санитарно-гигиенические средства, минеральные воды, диетическое и детское питание, очковая оптика, диагностикумы и реактивы, средства для защиты растений и средства санитарии и гигиены для животных.

Ассортимент лекарственных средств – это номенклатура (перечень) различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку, и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной фармакотерапии и возможностей выпуска лекарств отечественной и зарубежной фармацевтической промышленностью.

Различают следующие виды ассортимента:

Промышленный – это совокупность товаров, вырабатываемых предприятиями различных отраслей промышленности. Он подразделяется на:

Торговый – это совокупность товаров, поступающих в оптовые и розничные предприятия или сферу обращения и реализации.

Торговый ассортимент ЛС бывает:

широкий – свыше 70 наименований (например, на аптечных складах, в аптеках);

узкий – до70 наименований (в специализированных аптеках, в фитоаптеках, при подготовке специальной информации для врачей-специалистов, например, ЛОР, офтальмологов, урологов и т.д.).

В торговле также различают:

сложный ассортимент, который объединяет большое число разновидностей товаров;

простой ассортимент включает небольшое число товаров. Он характерен для аптечных пунктов, киосков, в которых разрешена продажа ЛС и парафармацевтической продукции, рекомендованных к отпуску без рецепта врача.

В соответствии с необходимостью безотказного обслуживания потребителей для торговых предприятий иногда устанавливается набор товаров, который обязательно должен быть в наличии. Такой обязательный перечень товаров называют ассортиментным минимумом.

Ассортиментный минимум ЛС устанавливается соответствующим приказом МЗ РФ для аптечных учреждений в зависимости от их категории. Кроме того, ежегодно утверждается «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», которые в обязательном порядке должен быть в аптечных учреждениях независимо от форм собственности.

Читайте также:  Как вылечит перхоть быстро

Источник

2.Анализ ассортимента лс по врачебным назначениям

Анализ ассортимента ЛС по врачебным назначениям можно проводить по следующим источникам информации:

а) рецептам, б) амбулаторным картам, в) историям болезни.

Выборка может быть сплошной за определенный период времени (10дней, месяц, квартал, год) или специальной (по отдельным врачам-специалистам, по отдельным видам заболеваемости и т.д.).

Обработку полученной информации можно проводить с помощью ПЭВМ, для чего рассчитываются статистические характеристики выборки, коэффициенты интенсивности назначений (потребления).

1.Полнота (степень) использования ассортимента ЛС по ФТГ.

Полнота использования ассортимента ЛС врачом по ФТГ Пи:

Пи = а/А х 100%, где

а – количество наименований лекарственных препаратов, назначенных врачом при лечении определенного заболевания;

А – имеющихся в аптеке ассортимент ЛС, предназначенный для лечения данного заболевания.

Если учитываются ЛС в виде лекарственных форм индивидуального приготовления (ИПЛ) и готовых лекарственных средств (ГЛС), назначенных врачом, то определяется общая степень использования ЛС (Х):

Х = ((Sинд +Sглс)/So)x100%, где

So– имеющийся в аптеке ассортимент ЛС по данной специальности врача;

Sинд – количество лекарственных субстанций данной группы, используемых в ИПЛ, назначенных врачом;

Sглс – количество ГЛС, назначенных врачом за определенный период времени.

2.Интенсивность потребления ЛСопределяется на основе анализа медикаментозных назначений больным, зарегистрированных в историях болезней (амбулаторных картах). Для такого анализа по принципу случайного отбора делается выкопировка данных из 50 историй болезни (метод малых выборок) и рассчитывается коэффициент интенсивности потребления – Ки:

п – число больных, получавших данный препарат,

  общее число больных в выборке (50).

3.Социологические методы исследования ассортимента

Социологические методы позволяют в краткий срок получить оперативную информацию, основанную на общественном мнении. При этом могут использоваться следующие способы получения информации:

а) анкетный опрос;

Экспертные оценки применяются для получения и изучения мнений специалистов в той или иной отрасли, имеющей отношение к рынку ЛС.

С помощью анкетного опроса и интервьюирования изучают демографическую и социальную структуру потребителей, влияние их индивидуальных запросов на общую картину спроса. Существует математический алгоритм, позволяющий рассчитать величины действительного спроса на отдельные товары и использовать их при управлении формированием ассортимента.

Экспертные оценки – универсальный метод проведения маркетинговых исследований, сущность которого состоит в обобщении аргументированных мнений компетентных специалистов относительно какой-либо проблемы. Причем изучаемые проблемы могут охватить самые разнообразные стороны маркетинговой деятельности и должны быть четко обозначены.

Процесс экспертных экспортных оценок состоит из ряда этапов:

Получение индивидуальных экспертных оценок.

Формирование комплексных экспертных оценок.

4. Выводы и решения.

Перед формированием группы экспертов необходимо решить вопросы:

1. выбрать принцип отбора

2. выбрать способ получения экспертных оценок;

3. определить необходимое число экспертов (с помощью различных математических методик, применяющихся в статистике).

Для получения экспертных оценок, наиболее точно отражающих сущность анализируемого явления, к экспертизе необходимо привлекать высоко компетентных специалистов в данной области.

Способы определения компетентности экспертов:

самооценка (проводится самим экспертом по определенной шкале без качественной градации);

способ учета структуры аргументов, предусматривающий определение коэффициентов аргументированности (компетентности или степени знакомства с изучаемой проблемой).

Читайте также:  Оборудование для лечебной физкультуры регистрационное удостоверение

Следует помнить что точность оценок зависит не только от компетентности экспертов, но и от их заинтересованности в результатах, от добросовестного отношения к работе как экспертов, так и организаторов.

Способы опроса экспертов для получения экспертных оценок

— деловые игры (метод, при котором вопросы эксперту не задаются, а фиксируются его реакции на изменение ситуации).

4.Исследования потребительских свойств ЛС на основе экспертных оценок

Для исследования потребительских (или функциональных свойств) ЛС применяется социологический метод экспертных оценок, в ходе которого проводится экспертная оценка терапевтической эффективности ЛС. В качестве экспертов приглашаются врачи-специалисты, компетентные в области применения изучаемых ЛС.

На начальном этапе разрабатываются специальные анкеты, состоящие из 2-х частей (анкета 1 и анкета 2),и инструкция по их заполнению.

Анкета № 1. Профессиональные данные врача-эксперта

Стаж работы по специальности

Исходные показатели профессиональных данных экспертов-врачей переводится в баллы по следующей системе:

Стаж по специальности:

До 5 лет – 1 балл

От 5 до 10 лет 2 балла

От 10 до 20 лет – 3 балла

От 20 до 30 лет – 4 балла

Свыше 30 лет – 5 баллов

Наличие врачебной категории, ученой степени.

2 категория – 1 балл

1 категория – 2 балла

Высшая категория – 3 балла

Канд. мед. н. –2 балла

Докт. мед. н. – 3балла

После обработки данных анкеты № 1 рассчитывается сумма баллов, характеризующая профессиональную компетентность каждого эксперта – Кj.

Например: врач-терапевт, стаж работы 22 года, имеет высшую категорию:

Кj= 4+3 = 7 баллов

Анкета № 2 носит название «Экспертная оценка лекарственных средств». Она имеет ряд колонок в зависимости от задач исследования.

В колонке 1 указывают порядковый номер ЛС.

В колонке 2 приводится ассортимент ЛС с указанием полного наименования препарата, его лекарственной формы, страны и фирмы производителя. Для идентификации ЛС желательно указать международное название (если оно есть) и ФТГ.

В колонке 3 эксперты проводят оценку терапевтической эффективности ЛС по следующей шкале:

5 баллов – хорошее ЛС (высокоэффективное, имеет большой спрос, рациональную дозировку, фасовку);

3 балла – плохое ЛС (имеет нерациональную дозировку или фасовку, пользуется небольшим спросом);

1 балл – очень плохое ЛС (неэффективное, токсичное, неудобное в применении, не пользуется спросом).

Для оценки терапевтической эффективности ЛС можно применять и другие шкалы оценок, например, 5-4-3-2-1, но в каждом случае необходимо четко указывать критерии качества ЛС по каждой оценке.

Далее в анкете следует выделить колонку 4 для аргументации экспертом своей оценки в том случае, если ЛС оценивается в 3 или 1 балл.

неудобная лекарственная форма,

ярко выражены побочные действия,

другие причины – на усмотрение эксперта.

В этой колонке эксперт может указать также предложения по улучшению ЛС.

В следующее колонки анкеты можно включить и другие, интересующие исследователя вопросы.

При подготовке к анкетированию определяют необходимое количество анкет для обеспечения репрезентативности(представительности)выборки.

Для определения минимального объема выборки можно воспользоваться несколькими способами:

1.по формуле минимального объема выборки для бесповторного отбора:

, где

t- нормализованное отклонении (при Р- 0,95t=2)

Читайте также:  Можно ли с похмелья делать татуаж бровей

d- допустимая ошибка (0,05-0,1)

N- объем генеральной совокупности.

Например, если изучается мнение врачей – терапевтов, то объем генеральной совокупности будет равен общему количеству врачей этой специальности в городе, предположим N=150.

Следовательно, необходимо проанкетировать 110 врачей-терапевтов.

по формуле минимального количества учреждений для анкетирования:

, где

n– количество ЛПУ, задействованных для экспертной оценки,

N– общее количесвто ЛПУ в городе.

Например, если в городе 45 ЛПУ, то:

n= 45/(1+0.015х45) = 2730

Количество анкет, которые отправляются для заполнения, должно быть больше рассчитанного, т.к. могут вернуться не все анкеты или могут быть возвращены анкеты непригодные для анализа (без информации, некачественное оформление и т.д.).

Участие в анкетировании должно быть добровольным и анонимным. После заполнения анкеты подвергаются статистической обработке.

Для удобства статистической обработки анкет составляются рабочие таблицы по каждому ЛС, в которые заносится вся информация из анкет: оценки, их аргументация и другие.

Градуировка ассортимента ЛС представляет собой качественную оценку торговой номенклатуры конкретного учреждения с использованием атрибутивных и альтернативных характеристик типа: ЛС «благоприятной» или «неблагоприятной» конъюнктуры, группы «риска» и др. Может осуществляться по результатам статистической обработки анкет экспертной оценки терапевтической эффективности ЛС.

Рассчитанные средневзвешенные оценки ЛС группируются и округляются в следующих границах баллов (условные):

5,0 2,8 – 3,29 – округляется до 3,0

4,7 – 4,99 – округляется до 5,0 2,3 – 2,79 – округляется до 2,5

4,3 – 4,69 – округляется до 4,5 0,1 – 2,29 – округляется до 1,0

3,8 – 4,29 – округляется до 4,0 0,0

3,3 – 3,79 – округляется до 3,5

По результатам группировки средневзвешенных оценок можно провести градуировку исследуемого ассортимента ЛС:

1.Группа ЛС имеющих «благоприятную» конъюнктуру– это ЛС, получившие средневзвешенные оценки в пределах 4,5 – 5,0 баллов (5,0, 4,7-4,99, 4,3-4,69). Как правило, это высокоэффективные ЛС, имеющие «авторитет» у экспертов. Аптечным учреждениям рекомендуется увеличивать объем закупок данных ЛС с учетом выявленных тенденций спроса.

2.ЛС группы «риска»— это ЛС, имеющие оценки в пределах 3,5-4,0 баллов (3,8-2,29; 3,3-3,79). В эту группу входят ЛС, получившие примерно треть оценок в 3 балла. Это ЛС, имеющие определенные недостатки. Их продажи имеют тенденции стабилизации или снижения спроса, что требует обоснованных решений по вопросу их закупок. Возможно появление на рынке новых эффективных ЛС, что приведет к риску снижения спроса.

3.ЛС, имеющие «неблагоприятную» конъюнктуру– это ЛС, получившие оценки в пределах 0,1-3,0 баллов (0,1-3,29). Это группа ЛС не пользующихся спросом или имеющих серьезные побочные эффекты. Решение о закупках таких ЛС должно быть отрицательным.

4.Неоцененные ЛС(0,0 баллов). Это ЛС, с которыми данная группа экспертов не знакома. В большинстве случаев в эту группу попадают новые ЛС, которые появились на фармацевтическом рынке России в последние 3-5 лет и которых на данном сигменте рынка еще не было.

Градуировка ассортимента по предлагаемым границам баллов может дополнятся мнениями экспертов о перспективе спроса.

Источник

Оцените статью